Философские основания формальной логики

Ленинградский государственный университет

кафедра логики

Михаил Ку****

Философские основания формальной логики

( курсовая работа, II-й курс философское отделение, 030 )

1979г.

 

 

Название данной работы говорит о том, что предложено некое исследование, нечто, следовательно, подчиняющееся законам познания. Поэтому автор, следуя общепринятому примеру, мог бы смело шагнуть на пути и перепутья рационального постижения, не предаваясь отвлечённому философствованию. Отвлечённость в данном случае обнаруживается в размышлении о том, необходимо ли ...само рациональное. Этот вопрос не покажется таким уж крамольным, если согласиться с тем, что первоначальная ценность человеческой жизни - это счастье, а не стремление познать, создать что-то или кого-то. Но именно с этим стремлением и связано рациональное. Самое замечательное в жизни состояние - это не убивающее живую цельность анализирование и не казарменное бездумье, а те, довольно редкие, моменты, когда не нужны раздумия и слова, когда человек растворён в Жизни, он и Жизнь - цельное. Но, как уже сказано было, моменты эти случаются не часто.

Человек обусловлен внешним фоном, почти всегда противодействующим, часто враждебным, и, выбирая себя в ситуации, он постоянно должен, теряя себя, гаснуть в фоне. Говоря словами Гёте, человека загоняют в объект. Рациональное и есть способ, возможно, не единственный, такого угасания, и путь человека - обретения и утраты цельности, самого себя.

Приняв рациональное как должное и возвращаясь к тому, что предложено нечто, подчиняющееся законам познания, обратимся к философским основаниям, в жёстких, всепроникающих рентгеновских лучах исследования рассмотрим живую душу философии, которую позже вдохнём в формальнологическую телесность.

Собственно философский момент будет представлен в работе в своих общих тонах, в той определённости, которая в нашем случае достаточна для того, чтобы быть философским основанием. Самым естественным способом, которым возможно осуществить это представление, является феноменология: определение проблемы-в-себе -не отыскивая, не рассматривая причину, что породила проблему, не погружаясь в тёмные глубины самой проблемы, и не предугадывая её разрешение. Проблема-в-себе: свою всеобщую словесную определённость она находит в слове "это".

"Вначале было слово", - сказали древние, и в этом была своя мудрость. Бывшие от природы, от условий жизни рационалистами, они воспринимали бытие по преимуществу рационально, а для человека мыслящего, принявшего мышление как существенное проявление своего бытия, актуальным началом является мысль, находящая свою определённость в слове. Первословом, выражающим саму направленность-на, является "это" - всеобщее и предельно единичное выражение бытия.

Примем древнюю мудрость, но, выходя за пределы всеобщего рационализма, будем понимать, что начало, которое высвечивает в мысли, вызвучивает в слове, это ещё не изначальное. Изначальное есть Единое, абсолютная самоопределённость, бытие-всебе, разрешающееся в ситуации. Когда говорят: "ситуация", то при этом обычно понимают внешнюю обусловленность, фон, на котором находит себя некое состояние. Непременно упоминая при этом о состоянии, почти всякий раз включают его в фон, растворяют в нём. В данной работе понятие ситуации выражает иное: целостную двойственность фона и состояния, их взаимообусловленность. Обусловливая друг друга,

состояние и фон осуществляют самоопределение ситуации.

Принимая ситуацию как определённость бытия, анализирующая мысль усматривает в ней два момента: субстант и организацию. В своём первом моменте ситуация предстаёт в двойственности фона и состояния, своих субстантов. В моменте втором она обусловленность и обусловливание, организация как данность и организация внешняя.

Пожалуй, нужно, а теперь уже и можно, сказать немного об отношении формальной логики и логики диалектической. Логика вообще, являясь закономерной организацией мысли, отражает организацию определённого бытия, при этом двойственность организации (организация-данность и организация-выбор) приходит в познание двойственностью логики - логикой формальной и логикой диалектической.

Человек, читающий эти строки, теперь я обращаюсь к вам,

именно к вам. До этой минуты всё читаемое вы воспринимали как что-то внешнее, как некий фон, на котором находили - я верю в это - свои собственные чувства и мысли. Теперь же я приглашаю вас войти вместе со мной в Ситуацию, потому что перед нами -цельное, философская душа обретает свою формальнологическую плоть.

...Зимние сумерки. Занесённый снегом тихий переулок. Теплый свет ещё не спящих окон да редкие фонари пытаются растворить густеющую темноту. Никуда не торопясь, мы идём мимо каких-то домов, мимо чугунных оград, подворотен и сугробов. Снег выскрипывает наши шаги. Тихая, мягкая снежность творит своё чудо: в душе спокойно и тихо.

Но вот что-то случается. В окружающем, в нас самих происходит какая-то, ещё не ясная, перемена. Вокруг всё то же:вечер, переулок, снег, но изменились, возникли какие-то ритмы, какие-то новые тона. Словно где-то там, в бездонных пространствах Вселенной, тихо и серебристо прозвучала нота и, мелькнув падающей звездой, лёгким перезвоном рассыпалась на крышах, на заснеженной мостовой, отозвалась в нас тонкими перезвучиями. Так же светит на углу фонарь, качая на снегу тротуара золотистое пятно. Но свет его уже иной, он словно говорит нам о чём-то, словно куда-то зовёт.

Заворачиваем за угол и неожиданно оказываемся на небольшой уютной площади. Дома с высокими черепичными крышами, плотно обступившие со всех сторон, делают её похожей на тихое лесное озеро, на спокойной глади которого заканчивают свой бег несколько

улиц-ручьёв. Наше внимание сразу захватывает яркоосвещённое большое здание в глубине площади. В потоках света, льющегося из высоких окон, мечутся снежинки, у порадного подъезда - глухой гул голосов: всё новые и новые люди сходятся со всех сторон на это выхваченное из темноты пространство.

- Что это? - спрашиваем мы у спешащего прохожего.

- Это Театр Жизни, - отвечает он, останавливаясь, и в словах его слышны возвышенные и драматические нотки. - Все улицы города, -продлжает прохожий, обводя рукой вокруг, - сходятся здесь, на этой площади, у Театра, и невозможно избежать встречи с ним. Но поспешим на действие, - обращается он к нам, - и не бойтесь опоздать или придти слишком рано: в этом Театре действие идёт всегда, не прерываясь ни на мгновение. Впрочем, у каждого своя судьба.

Но мы и сами уже чувствуем, что какая-то неизъяснимая, непреодолимая сила влечёт нас туда, в это необыкновенное здание, где Жизнь разыгрывает свои вечные драмы, комедии и трагедии.

Вестибюль встречает нас ярким светом, толпящейся публикой, и большой афишей на стене:

Театр Жизни сегодня и всегда вечная премьера пьесы

Внутренняя организация Ситуации, или информационный процесс

Действие 1-е, формальная логика Действующие лица и исполнители:

Изначальное - память,

Ситуация - суждение,

Фон и Состояние - понятие,

Внешняя организация - умозаключение.

Теперь оставим их - тех, кто называл себя "мы", потому что вы и я - это уже не они. Мы были вместе некоторое время и даже не различали друг друга, но теперь должны расстаться, так как они - в Жизни, они живут, а мы с вами обусловлены законами познания и поэтому не должны разлучаться с внешним фоном, который мы по необходимости приняли как среду обитания. Переходим от повествования к изложению.

Формальная логика, отражая организацию-данность Универсума,

сама должна быть организована сходным образом. Степень этого сходства - вопрос более сложный (возможно, просто требующий более длительного вдохновения и большего времени), чем те, которые рассматриваются в предложенной работе. Но общая организация ясна: формы логики должны соответствовать моментам Универсума.

Изначальное, бытие-в-себе познавательного процесса, есть память, которая, относительно познающего, есть вместилище всех известных определений и разрешается в познавательной ситуации: случается суждение. По верному замечанию Вундта, первоначально в нашем сознании возникают не "небо" и "синева", не отдельные понятия, а именно суждение - "синее небо". И осуществление логического познания есть самоопределение познавательной ситуации - суждения.

Субстанты суждения, субъект и предикат, которые являются понятиями, отражают, соответственно, фон и состояние. Понятие-в-себе в суждении находит определённость понятия-для-предиката -субъекта и понятия-для-субъекта, которая является предикатом.

Организация суждения, как логической познавательной ситуации, двойственна, при этом роль (в пьесе, именуемой познанием) организации-данности играет связка - включённость в ситуацию, роль же организации-выбора отдана умозаключению. И подобно тому, как в мире выбор определяется на путях приятия, выбирания и неприятия, суждения определяются в движении от положительного, через все промежуточные, к отрицательному.

Понятие. Едва возникая в зрительном или слуховом восприятии логика, эта логическая категория вызывает у него жгучее желание решить проблему логического начала. Понятие либо суждение? По этому поводу сказано столько слов, что они могли бы свести с ума всех ныне здравствующих и ещё не умеющих говорить попугаев; изломано столько копий, что из их обломков можно было бы сложить костёр и сжечь на нём все логические трактаты, брошюры и статьи , посвящённые названной теме.

Немало драматического, неожиданного и курьёзного преподносит мышление, которое принялось мыслить самое себя: то, что десятки тысячелетий было присущностью человека, человека переживающего, мыслящего, действующего, теперь иногда уходит из его рук.

"Надо жить, надо любить", - слышится чей-то голос, но мы не последуем его совету - вооружившись усердием, положим свой кирпич в здание науки или - если для него не найдётся места - бросим в чей-нибудь огород.

Понятие, его место в логической системе рассматривается в том направлении, которое уже указано принципом: организация логики должна соответствовать организации отражаемого Универсума. Понятие есть субстант суждения-ситуации, обретающий свою действительность в самоопределении суждения, результатом которого является новое суждение. Самоопределение представляет из себя информационное взаимодействие понятия-фона - субъекта и понятия-состояния - предиката.

Часто утверждают, что понятие есть совокупная информация. Да. Но при этом имеют в виду понятие-результат и совокупность явную. Понятие же обладает этим признаком - совокупностью информации -и первоначально, в пределах самоопределения суждения, но совокупность здесь не явна: небо зимнее, тусклое, снежное - все эти определения обитают в начальном понятии.

Понятие выражает фон, и ему, подобно его предмету, свойственны момент субстантный и момент организации - объём и содержание. Организация понятия-фона, подобно суждению, двойственна: понятие-фон также имеет внешнюю организацию - именно потому, что фон находится, усматривается активным состоянием. Внутренней организацией понятия является определённость "всё", внешней та, что передаётся в слове "это".

Познание - вечный процесс, но если возможно представить некий идеал, к которому оно стремится, то это была бы совокупная память, куда отложились бы все возможные суждения, развитые умозаключениями.

К счастью для вас, читающего, и для меня, умопостигающего и пишущего, время, отпущенное мне - внешними обстоятельствами и вдохновением - на данное исследование, столь же коротко, как и зимний день. Оно прошло. Сказано, пожалуй, достаточно для того, чтобы составить определённые представления о предложенных идеях, и не слишком много - что могло бы похоронить идеи под представлениями.

 
Hosted by uCoz